Вся информация о системе зажигания на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Вся информация о системе зажигания на ВАЗ

О самом главном!
Система зажигания в автомобилях семейства «Самара» создана бесконтактная, а состоит она из:

1. Распределителя зажигания, он же трамблер.

2. Из свечей зажигания.

3. Катушки зажигания.

4. А так же из коммутатора.

5. Выключателя зажигания.

6. И соответственно из проводов низкого и высокого напряжения.

7. Дополнительные материалы.

Распределитель зажигания, он же трамблер:

На фото изображен распределитель зажигания, он же трамблер

1. Для начала давайте разберем что же входит в основной состав распределителя. Во-первых в него входит датчик холла, а во-вторых центробежный и вакуумным регулятор опережения зажигания, и многое что другое.

2. Ранее на всех автомобилях которые оснащались двигателем 21081, распределитель зажигания устанавливался типа «40.3706-10», который имел совершенно другие характеристики вакуумного и центробежного регулятора опережения зажигания. А так же крышка такого распределителя помечалась красной меткой.

3. Распределитель зажигания нужен для того, что бы выполнять две основные функции:

  • Первую функцию которую он делает, так это он задаёт момент искрообразования, который осуществляется в зависимости от оборотов двигателя автомобиля.
  • Следующая его функция состоит в том, то что он в нужный момент даёт импульс высокого напряжения, проще говоря искру в цилиндры, в зависимости от порядка их работы.

Примечание!
Распределитель зажигания подаёт искру в цилиндр при помощи бегунка, который установлен в самом распределителе, и надет он там на валик распределителя!

Свечи зажигания:

Свеча зажигания устанавливающаяся на автомобили семейства «Самара»

1. Для многих уже известно зачем присутствуют свечи зажигания в автомобиле, но все же давайте разберём по подробнее.

2. Свечи зажигания нужны каждому бензиновому автомобилю, а их работа заключается в том, что с их помощью частички топлива в цилиндрах своевременно сгорают, за счет того что свеча даёт в нужный момент искру, а от чего же поступает искра на эту свечу? Да всё от той же катушки зажигания, с чьей помощью двигатель у автомобиля и работает.

3. Свечи в автомобилях семейства «Самара», используются по типу «А17ДВР» а так же «А17ДВРМ», и «А17ДВРМ1». Есть и другие зарубежные аналоги, но это по сути самые распространённые свечи которые используются в этих автомобилях.

4. Иногда приходит момент когда свечи зажигания так скажем своё отживают, и поэтому их необходимо переодически в 30.000 км. заменять на новые. Если вам всё же придётся их заменить, то в таком случае для вас мы подготовили статью, в которой вы найдёте подробную инструкцию по их замене. (см. Замене свечей)

Катушка зажигания:

На фото катушка зажигания

1. Катушка как принято её называть в народе, выполняет функция преобразования тока низкого напряжения, в ток высокого напряжения, ниже всё это мы разберём подробно.

2. Сперва поймите раз и навсегда, то что катушка зажигания это по сути некий элемент, который работает за счет аккумуляторной батареи, и еще нескольких факторов. Принцип работы катушки заключается в следующем:

  • Сперва ток на катушку подаётся от аккумуляторной батареи.
  • После того как катушка приняла ток, она его преобразовывает в ток высокого напряжения, напряжение которого доходит порядка до 25.000 – 35.000 вольт.
  • Затем после преобразования тока высокого напряжения, она направляет этот ток к свечам зажигания, через высоковольтные провода.
  • А после того как свечи получили ток, далее они его уже используют для того, что бы выдать искру когда поршень будет подходить к верхней мертвой точке (ВМТ).

Коммутатор:

Автомобильный коммутатор

1. Он представляет из себя некий модуль небольших размеров, за счет которого осуществляется:

  • Стабилизация тока, то есть проще говоря коммутатор не даёт току упасть менее «6 Вольт», а так же он препятствует преобразованию тока свыше «18 Вольт». Благодаря этим действиям провода у бесконтактной системы зажигания подгорают гораздо реже.
  • А так же он создаёт импульсы тока в катушке зажигания.
  • Еще он защищает детали от перегрева и перегрузок, благодаря чему они прослужат более долгую жизнь.
  • И ко всему этому коммутатор обесточивает зажигание в автомобиле, в тот момент когда вы глушите двигателя автомобиля.

2. На автомобили семейства «Самара», устанавливаются коммутаторы типа «3620.3734», а так же «76.3734», еще подлежат установки коммутаторы типа «RT1903», и «PZE4022».

3. При выходе коммутатора из строя, он не подлежит ремонту. Если вы начали замечать то что коммутатор приходит в негодность, его рекомендуется заменять на новый.

4. Запрещается отсоединять колодку проводов которая подсоединена к коммутатор, при включенном зажигании у автомобиля, потому что это его может повредить, а так же возможно произойдет повреждение еще и других деталей системы зажигания.

Выключатель зажигания:

На фото показан выключатель зажигания

1. Выключатель представляет из себя замок, который вы все уже видели в каждом автомобиле. Благодаря этому выключателю, вы можете включать и отключать приборы системы зажигания.

2. В состав выключателя входит индивидуально подобранным ключ, при помощи которого мы можем проворачивать этот выключатель. А в корпусе выключателя установлен неподвижный диск с клемами и контактами, а к этому диску подсоединены провода которые идут от катушки зажигания.

3. Когда ключ извлечен из замка, в последующим происходит размыкание всёх контактов. А когда ключ вставлен в личинку и после чего повернут, в таком случае происходит замыкание всех контактов, в связи с чем зажигание в автомобиле и включается.

4. В автомобилях семейства «Самара», используется выключатель зажигания по типу: «2108-3704005» и «KZ813», в состав которого входит противоугонное запорное устройство. При повороте ключа в таком выключателе напряжение подаётся сперва на дополнительное реле типа «113.3747-10», которое после чего подаёт напряжение на катушку зажигания и коммутатор.

Провода низкого и высокого напряжения:

Провода высокого напряжения:

Фотография проводов высокого напряжения

1. Высоковольтные провода служат для передачи тока высокого напряжения, от самой катушки зажигания и на каждую свечу цилиндров.

2. В автомобилях семейства «Самара» установлены высоковольтные провода, с распределённым сопротивлением в 2550±270 Ом/м.

3. Ни в коем случае не пробуйте заводить автомобиль, с разорванной высоковольтной цепью напряжения, то есть проще говоря: Двигатель у автомобиля не нужно заводить при снятых проводах высокого напряжения, а так же при снятой крышки распределителя зажигания. Такие действия могут привести к выходу из строя элементов системы зажигания, а так же к пробою изоляции, поэтому будьте осторожны.

4. А так же не рекомендуется браться руками, как либо прикасаться к проводам высокого напряжения, когда двигатель у автомобиля будет находится в рабочем состоянии, потому что это может привести к электротравме.

Примечание!
При проверки высоковольтных проводов на наличие искры, рекомендуется отсоединять провода на заглушенном двигателе, а в случае заведения двигателя провода должны быть закреплены на расстоянии 5-10 мм, от массы автомобиля, а так же эти провода не должны находится у вас в руках, даже в том случае если их вы удерживаете при помощи инструмента!

Провода низкого напряжения:

Фотография установленных проводов низкого напряжения, на катушку зажигания

1. Каждый человек с такими проводами встречался в своей жизни, они чаще всего бывают небольшой толщины, и имеют очень гибкую форму, в отличие от проводов высокого напряжения.

2. А так же чаще всего провода низкого напряжения имею комбинированную расцветку, то есть они бывают как красные, так и синие, и имеют множество других цветов.

3. Яркий пример куда подсоединяются провода низкого напряжения, служит всё та же самая катушка зажигания, потому что если на неё внимательно посмотреть, то на боковой её части можно будет увидеть два провода один из которого «красного», а другой «синего» цвета. (см. фото выше)

logo

24 комментария

  • Интересная статья, а на девятках разве бесконтактная система зажигания стоит? Там же вроде контактная или я ошибаюсь.

    • Здравствуйте Александр!
      Контактная система зажигания устанавливалась лишь на автомобили классического семейства. А восьмерки и все автомобили которые идут линейкой выше, оснащались лишь бесконтактной системой зажигания!

    • И в какой же девятке вы видели прерыватель и конденсатор в трамблёре?В девятках стоит именно бесконтактное зажигание именуемое в народе электронным.

  • Подскажите пожалуйста можно ли на бесконтактную систему зажигания поставить катушку с контактной системы, есть ли какие-либо доработки для этого?

    • Здравствуйте Саша!
      Если брать отечественные автомобили, то к примеру если снять катушку с классики допустим с ВАЗ 2106 на которой установлена контактная система зажигания, то её можно будет поставить без всяких переделок на ВАЗ 2109 на которой установлена бесконтактная система зажигания!

      Примечание!
      Напишите какие именно вас автомобили интересуют, тогда ответ будет более полон!

  • В 60-е годы в системе питания двигателя находит применение как механический впрыск топлива («Lucas», «Spika»), так и электронный («Bosch», «Kugelfischer»). Система зажигания, применяемая в большинстве гоночных автомобилей, базируется на бесконтактном транзисторном зажигании «Lucas Opus», единственным недостатком которого является повышение потребления энергии в среднем на 75% по сравнению с предыдущими разработками.

  • Здравствуйте столкнулся с такой проблемой!на катушке нет тока естественно по этому нет искры когда повернут ключь замка зажигания!если же с аккумулятора пускаешь провод на катушку машина работает как часы!ваз 2108!не подскажете в чем причина?весь измучился!спасибо

  • Скажите пожалуйста куда цеплять синий провод с катушки зажигания на 2109 один идет на замок а второй куда?

    • Один можно сказать идёт на ключ зажигания( точнее клемма В+ ), а второй (синий) идёт на коммутатор (а точнее ОТ коммутатора).

  • Добрый день.не могли бы вы подсказать у меня на ваз 2107 стоит электронное бескантактная с.зажигания от ваз 2109.я смотрел видео как проверить комутатор.вот снимаю с трамблера фишку подключаю мультиметер касаюсь до красного проводка показывает 12.30.касаюсь зеленого среднего показывает 4.7.а должно показывать помоему тоже около 12.так ли это?и еще беру проводок вставляю в этот же средний контакт а вторым концом касаюсь массы искра проскакивает во время касания а не отмыкания от массы правильно ли это?

    • Здравствуйте, Андрей! Вот про это вообще не в курсе. У меня был маленький тестер, который вместо коммутатора подключался и сразу всё показывал, есть ли неисправности. Если всё ок, но искры при этом нет, значит, мертв коммутатор. Купите, рублей 150 стоит. А про момент проскакивания искры – да, правильно.

  • Здравствуйте! Можно ли поставить катушку с классики(безконтактная система), на ваз 2109?

  • Машина ваз 21083 карбюратор. на ходу-зверь,но временами на ХХ начинает не ровно работать двигатель,выхлоп становится вонючим и авто глохнет. Возможная причина это временное ухудшение искрообразования,топливо сгорает не полностью из-за этого резкий запах выхлопа. Что именно отвечает за постоянно хорошую искру? Из статьи понятно,что за искрообразование отвечает катушка,но воизбежании покупки лишних запчастей хотелось бы уточнить.

    • Здравствуйте, Дмитрий! Скорее всего, у вас проблема не в зажигании, а в неправильно отрегулированном качестве смеси на ХХ. Когда смесь на ХХ слишком богатая, свечи покрываются нагаром от неполного сгорания бензина, нарушается искрообазование и автомобиль глохнет. Если прогазовать, тепловая нагрузка на свечу повышается и она самоочищается. Какое-то время ХХ приходит в норму, а потом всё повторяется. Винт качества в восьмых карбюраторах находится в основании карбюратора и доступен только для тонкой длинной плоской отвёртки. Вам надо его аккуратно вывернуть, промыть его и то место, откуда вы его вывернете, и завернуть обратно на половину хода. Завести мотор. Вращением этого винта добиться максимальных оборотов на ХХ и после этого завернуть на 1-1.5 оборота по часовой стрелке. Тогда всё будет ОК.

  • Здравствуйте, нет искры на оке, скажите при отсутствии контакта на одном вв проводе будет ли искра на втором (как я понимаю вторичная обмотка в катушке не соединена с массой либо “+”-ом напрямую, только через зазоры двух свечей на массу), должна ли проскакивать искра, если на катушку подать + от АКБ, а минус смыкать-размыкать на массу вместо комутатора (катушка на 2-ва ВВ). Еще есть катушка от восьмерки (заведомо рабочая) на 1-н ВВ, если её поставить на оку для проверки комутатора и датчика хола, должна ли быть искра (при рабочих КЭТ и ДХ). Заранее спасибо, а то совсем мозги сломал, а искры нет

    • Здравствуйте, Владимир! На оке искра проскакивает в обеих свечках одновременно, следовательно, если один ВВ провод не подключен, то во второй свече искры также не будет. Это раз. Два: проверьте-ка ремень ГРМ, если порвался или зубцы срезало, то вал распределителя зажигания крутиться не будет. Ну и искры не дождётесь. Далее. Подключив катушку напрямую к аккамулятору дребезгом контактов, вы вряд ли чего-то добъётесь. Лучше проверить обмотки омметром и на пробой на массу. Девяточной катушкой проверить можно.

  • Спасибо за консультацию,нашел искру. По началу проверял массу на минусовом проводе от КЭТ на катушку и она была, а тут подключил вместо КЭТа приборчик МД-1 (товарищ подогнал) и он показал неисправность катушки, которая стояла уже новая ,и я стал детальнее проверять провод – отсоединив его от катушки и от КЭТа масса на нем все равно была, протерся где-то. Поменял провод и купил еще одну катушку. Искра появилась. Видимо катушки перегорали когда масса на них шла напрямую, я так понимаю транзистор в КЭТе ощутимое сопротивление имеет и катушка рассчитана работать только при наличии на массе этого сопротивления.

    PS прибор МД-1 протертый провод нашел, но потом на горелую катушку указывал как на рабочую. Не все умеет приборчик. Я такой вывод сделал: если прибор пишет неисправность-то точно не исправно что-то, но ели неисправности не видит, то не факт, что её нет.

  • За 3 недели вышли из строя 4 коммутатора на Ваз21093, скачка напряжения не было. Подскажите причины выхода из строя, коммутатора

    • Здравствуйте, Игорь! Либо коммутаторы плохие, либо всё-таки перенапряжение есть – надо проверить генератор.

Оставить комментарий