Ремонт стартера на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Дата Август 20th, 2015 Пользователь Олег Смирнов
Ремонт стартера на ВАЗ

 

Добро пожаловать!
Стартер — деталь неотъемлемая в автомобиле, потому что при помощи него машина заводиться и её не приходиться постоянно толкать для её заводки, но стартер как и любая другая деталь рано или поздно выходит из строя, кто то сразу бежит в автомагазин и покупает новый, но это только лишняя трата денег так как стартер не всегда изнашивается а изнашиваются лишь его части, к примеру втягивающее реле которое заменить не составит никакого труда и денег вы на этом ещё сэкономите, а можно вообще за бесплатно всю работу сделать, но для этого нужна шкурка, при помощи отвёртки разбираете втягивающее реле и пятаки у него зачищаете и собираете и ставите его обратно, если дело действительно только лишь в одних пятах будет (Они окислились к примеру и вы их зачистили и тем самым ток по ним уже нормально будет проводиться без перебоев), то автомобиль заведётся, о том как всё это сделать (Разобрать стартер, собрать его) мы и проинструктируем вас в этой статье, так же объясним обязательно как его проверить и чем лучше зачистить контакты если они окислились или же пригорели.

Примечание!
Чтобы произвести ремонт данного электрического агрегата, вам нужны будут: Накидные головки, к ним соответственно вороток понадобиться ну или в крайнем случае удлинитель (Если воротка нет), ещё отвёртки понадобиться и гаечные ключи с мелкозернистой шкуркой!

Краткое содержание:

Где находится стартер?
На большинстве русских передне-приводных автомобилях стартер располагается в одном и том же месте, а именно он вставлен в картер сцепления где и входит в зацепления с маховиком, сам картер находиться в нижней части автомобиля как и его составляющая коробка передач, для наглядности ниже приведено фото (Оно сделано сверху автомобиля), на котором прекрасно видно где находиться стартер (Он имеет оттенок, поэтому его заметить будет не сложно) и видно какой цвет он имеет.

Стрелкой показано где располагается стартер на автомобиле, с правой стороны (Плохо видно) можно ещё аккумуляторную батарею разглядеть

Когда нужно ремонтировать стартер?
Он ремонтируется в случае если с заведением автомобиля у вас появились проблемы, во-первых из-за стартера автомобиль вообще может не заводиться (При повороте ключа щелчки могут быть и больше ничего не происходит, вы их узнаете когда с вами такая проблема произойдет), так же он может заводиться но делать это будет неохотно (Допустим раньше у вас машина заводилась моментально, а сейчас ключ повернули, двигатель крутиться, крутиться, но ко всему этому он делает это слабо и только через секунд 5-10 заводит автомобиль), ну и последняя проблема это когда при повороте ключа слышен стук в двигателе автомобиля, это говорит о том что втулки у стартера изношены и вал немного перекосило, а когда вы поворачиваете ключ вал в маховик нормально не заходит (Он же перекошен) а ударяется немного в маховик, это очень и очень плохо, не рекомендуем вам с в такой ситуации долго на автомобиле ездить, потому что стартер от этого убивается да и венец у маховика снашивается, то есть через некоторое время вы поедите в магазин не за одной а сразу за двумя деталями (За венцом или маховиком и за стартером).

Примечание!
Кстати запомните раз и на всегда практически любую вещь можно проверить на то работает она или же нет, в случае со стартером его можно проверить и сразу бежать в автомагазин за новым не имеет никакого смысла, для проверки вам понадобятся провода (Один плюс нужен и один минус) и аккумулятор (Можно использовать тот который у вас на автомобиле установлен), если вы всем этим запаслись то в таком случае смотрите ролик ниже:

Ещё кой что мы вам должны сказать, если после проверки выясняется что стартер полностью исправен, то обратить внимание после этой проверки вам нужно будет на аккумулятор (Если он разряжен то зарядите обязательно), на замок зажигания а именно на его контактную группу (Более подробно о том как снять замок и проверить у него контактную группу, читайте в статье: «Замена замка зажигания на ВАЗ»), так же без внимания не стоит оставлять реле включения стартера (Это не втягивающее реле не путайте, так же о том как его проверить или снять для замены читайте в статье: «Замена реле включения стартера на автомобиле»), ну и всё по сути это основные части без которых стартер работать у вас уже не будет!

Как отремонтировать стартер на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

Примечание!
На автомобилях семейства Самара использовалось разные стартера в зависимости от времени и от года их существования, первый носит маркировку «426.3708» (Его мы и разбираем в этой статье), второй «5712.3708», ну а третий «29.3708», первый и третий стартер похожи между собой и разбираются они практически аналогичны, у них только коллектора и рычаги привода отличаются, но вот насчёт второго стартера уже всё по другому, он более компактный состоит почти из тех же вещей но всё же это другой агрегат и отремонтировать его точно так же как и первый и второй стартер у вас может получится а может и нет (Получиться если вы понимаете принцип их работы и какая деталь за что отвечает, если первый раз это делаете то уже вряд ли)!

Разборка:
1) В начале операции сам стартер вам понадобиться снять с автомобиля чтобы приступить к его разборки, если вы не умеете снимать данный агрегат, то рекомендуем вам ознакомиться с инструкцией под названием: «Замена стартера на ВАЗ», в которой всё подробно написано.

Примечание!
Не важно какой у вас стоит стартер на автомобили (С какой маркировкой имеет ввиду), все они снимаются абсолютно идентично, учтите это!

2) Теперь когда стартер лежит перед вами, барите гаечный ключ или накидную головку с воротком и им выкрутите ту гайку которая идёт на клемму вывода обмотки статора (Она находиться ближе к корпусу, ещё красной стрелкой она указана на первом фото ниже, а синей стрелкой показано где она находилась), после этого клемму вывода обмотки статора так же скиньте как на первом фото показано, затем с обратной стороны повернув стартер открутите два винта которые втягивающее реле крепят и потянув за него, извлеките из отверстия в котором он располагается (см. фото 3), но только извлекать реле нужно аккуратно и отцепите при этом его конечную часть (Она якорем называется и красной стрелкой указана) от рычага в который якорь то и входит (Якорь так же может у вас и не вынуться, потому что если он не выйдет из зацепления с рычагом а вы за реле тянуть будете, то реле само отсоединиться а якорь внутри останется в таком случае возьмите за него рукой и выньте выведя при этом из зацепления), следом если якорь всё же вышел вместе с реле то потяните за него рукой он от реле и отсоединиться, так же пружину тоже снимите которая там стоит, ну и уплотнительное кольцо не помешает снять (см. фото 4) и в случае если оно будет порвано или деформировано, то данное кольцо заменяется новым.

Снятие клеммы вывода обмотки статора, отворачивание винтов крепления втягивающего реле и его снятие

3) Идём дальше, найдите отрезок какой ни будь трубы подходящего диаметра чтобы ограничительное кольцо со стопорного сбить, когда найдёте приставляйте трубу к ограничительному кольцу (см. фото 1) и ударами молотка сбейте данное кольцо (Оно синей стрелкой на фото 2 указано и оно уже сбито, а под ним находиться стопорное кольцо оно уже красной стрелкой указано), после того как оно будет сбито, снимайте стопорное кольцо и за ним ограничительное пронеся его вдоль вала (см. фото 3), и следом защитную крышку вала снимите отвернув отвёрткой для этого два винта которые её крепят (см. фото 4).

Сбивание ограничительного кольца и снятие его и под ним находящегося стопорного кольца, а так же отворачивание винтов крепления крышки вала якоря

4) После снятия крышки вала (Для наглядности вал стрелкой на фото 1 показан), снимите стопорное кольцо либо с помощью отвёртки (Подцепив его), либо с помощью острых щипцов как на том же самом фото 1 показано, когда у вас кольцо будет снято сразу же за ним вы обнаружите шайбы они регулировочные поэтому их сразу отложите и не потеряйте никуда, сразу же после этого отворачивайте две гайки которые крепят крышку (Указана синей стрелкой на фото 2, а гайки красными) и снимите её, затем взяв в руки отвёртку отожмите ей пружины обеих изолированных щеток (Одна из пружин указана стрелкой и наглядное её отжимание показано на фото 3) и после чего выньте изолированные щётки из щёткодержателя и снимите сам щёткодержатель со стартера (см. фото 4).

Снятие стопорного кольца, отворачивание гаек крепления крышки и снятие щёткодержателя с вала якоря

Примечание!
Насчёт изолированных щёток мы бы хотел вам пояснить, их всего две и они к выводам обмоток статора припаяны (Указаны они буквой «А»), поэтому две пружины от них то и нужно отжимать и отсоединять, в противном случае вы просто оторвёте щётки, кроме этих двух на щёткодержатели ещё две присутствуют, они уже считаются неизолированными щётками и показаны буквой «Б»!

Стрелками показаны изолированные и неизолированные щётки обмотки стартера

5) Далее возьмитесь за корпус статора рукой (Он красной стрелкой на фото 1 показан) и выньте и тем самым снимите его как на том фото показано, когда он будет снят рукой упор рычага снимите (см. фото 2) который пластмассового типа идёт поэтому не сломайте его, так же вдоль крышки снимите якорь вынув его рукой как на фото 3 показано, ну и после снятия якоря с его вала промежуточную опору снимите (см. фото 4) потянув за неё точно так же рукой.

Вынимание корпуса статора, снятие пластмассовой опоры с рычага который она крепит и вынимание якоря после этого

6) Когда вы якорь сняли вместе с ним так же привод стартера у вас снялся который вы должны были пока отложить в сторонку, так вот теперь этот привод берите в руки (Если ещё не сняли то снимайте его) и щипцами верхнее стопорное кольцо удалите с него (см. фото 1), после чего тарельчатую шайбу (см. фото 2), упорную шайбу (см. фото 3) и муфту совместно с рычагом (Указан стрелкой на фото 4) снимите с привода, далее на приводе останется сидеть упорное кольцо и его вы тоже снимите (Вы его сразу увидите).

Разборка привода стартера и снятие с него в дальнейшем рычага который красной стрелкой указан

7) Переходим к разборке втягивающего реле, если вы уверены что он у вас исправен то разбирать его не стоит, просто там паять надо, но в большинстве случаев всё дело в этом то реле и случается (Если щёлкает автомобиль когда ключ поворачиваешь и ничего не происходит, то в этом то реле и виновато), чтобы его разобрать отверните в начале два винта (На фото 1 красными стрелками указаны) и две гайки которые на том же фото синей стрелкой указаны, после этого берите паяльник и им оба вывода обмоток от выводов реле отсоедините (Просто по другому крышку никак не снять), ну и после отсоединения крышку снимите (см. фото 3), и контактную пластину пластину когда крышка уже мешать не будет тоже извлеките (см. фото 4).

Выворачивание винтов и гаек и снятие после чего крышки втягивающего реле, где мы получаем доступ ко всем доступным для нас контактом реле



Примечание!
Вы уже обратили внимание что на фото 3 написано и стрелками указаны контактные болты и контактная пластина, как добраться до пластины мы чуть ниже вам объясним а пока насчёт болтов этих скажем (Мы их ранее уже упомянули, пятаками называли), чтобы их вынуть достаточно их открутить как на нижней фотографии вы это можете видеть, на болтах а так же на пластине не должно быть никаких окислений, признаков на ржавчину или сильную въевшуюся грязь, одним словом они должны быть чистыми, если этого не произойдет и данные контакты будут загрязнены то стартер при заводке может как раз таки щёлкать (Более подробно что делать с этими болтами и самой пластиной, если с них грязь никак не убирается вы узнаете по мере прочтения статьи) и кстати, уже до всей остальной обмотки вы уже никак не доберётесь в реле и если после зачистки пластины и болтов результата никакого не произошло, то это говорит лишь о том что реле нужно менять но ещё его стоит проверить а о том как это сделать мы уже упомянули, будет вся информация но только она по ниже, в общём по мере прочтения статьи вы до неё доберётесь!

Выворачивание контактных болтов и дальнейшие их снятие

8) Насчёт снятия контактной пластины поговорим, в общём вы её сняли, теперь разобрать её нужно, делается это легко но только последовательность сборки нужно запомнить или ещё лучше включить видео запись и снять это всё на видео, чтобы потом всё точно в таком же порядке подсоединить, в начале разборке при помощи отвёртки подденьте пружину и снимите её (см. фото 1), когда пружина будет снята, щипцами маленькое стопорное кольцо снимите (см. фото 2) и за ним уже по накатанной всё начните снимать так как он все элементы и крепит, то есть когда стопорное кольцо будет снято, снимайте изолирующую шайбу (см. фото 3), саму контактную пластину (см. фото 4) и ещё там в районе трёх-четырех деталей вам нужно будет снять (Снимайте все детали до того, пока один шток не останется).

Разборка штока контактной пластины

Сборка:
1. В сборке стартера тоже нет ничего сложного особенно если есть под рукой нужный инструмент, во-первых если вы разбирали ранее втягивающее реле то соберите его обратно тем самым одев крышку на него и припаяв выводы обмоток к контактам реле (см. фото 1), после пайки вам нужно будет смазать все детали в тех местах которые стрелками на фото указаны (Моторным маслом всё смазывайте), обратим так же ваше внимание на фото 3 там показано стрелкой что втулки нужно смазать, помните ранее мы уже говорили про эти втулки поэтому осмотрите их и при необходимости замените целиком деталь на новую.

Установка крышки на реле, проверка вала якоря и смазка крышки и втулок промежуточной опоры

2. Продолжаем сборку, как видите на фото 1 показано место которое так же нужно смазать маслом, когда доберётесь уже до установки крышки и поставите её закрепив гайками, переходите к установке тех самых регулировочных шайб, в точно таком же количестве их и поставьте (см. фото 2) и так к слову, осевой зазор у вала якоря стартера этими шайбами и подбирается (Он не должен быть более 0.5 мм, проследите за этим если будет нужно уменьшите количество регулировочных шайб или увеличьте его), после чего продолжайте по не многу сборке и когда дойдёте до установки пластмассовой опоры (Указана синей стрелкой на фото 3) на рычаг (Красной стрелкой указан), то её устанавливайте выступом к краю, так же проверьте чтобы обе шпильки проходили через изолирующие трубки (Указаны стрелкой на фото 4) у вас.

Смазка шлицов муфты и регулировка осевого зазор у вала якоря, а так же установка пластмассовой опоры на рычаг и проверка втулок

Примечание!
Ещё хотели вам кой что упомянуть, когда якорь установите проследите за тем чтобы его наконечник был направлен вниз и вошёл таким образом в зацепление с рычагом!

Якорь втягивающего реле и его наконечник, на котором язычок должен смотреть вниз при зацеплении с рычагом

Дефектовка деталей стартера:

Примечание!
В русском словаре слова дефектовка уже давно но компьютер его до сих пор подчёркивает компьютер как ошибочное, объясним сразу что оно значит, если кратко то это как бы проверка деталей на их дефекты, этим мы здесь и займёмся, проверив тем самым все снятые детали с автомобильного стартера!

1. Во-первых все снятые детали очистите от грязи налипшей на них, после этого проверьте статор на работоспособность, его можно проверить так называемой контролькой (Контрольная лампочка) на 220 вольт она должна быть, или же мегомметром её так же можно проверить, принцип проверки один и тот же поэтому мы покажем на примере лампы, в начале берите в руки эту контрольную лампу и затем контакты которые от неё идут (Всего два контакта должно быть) подсоедините один на выводов обмотки статора (см. фото ниже), а второй на корпус и если лампа начнёт гореть то значит повреждена изоляция у проводки (Данную процедуру проделайте со всеми выводами, а мегомметр кстати должен при таком подключении показать сопротивление не меньше 10 кОм), в этом случае замените эту обмотку у которой изоляция повреждена или же целиком сам статор.

Проверка всех трёх обмоток статора на работоспособность

2. Переходим к проверки якоря, первое что вам нужно будет сделать так это полностью осмотреть якорь, сперва обратите внимание на его коллектор (Указан стрелкой на фото 1), если он вдруг будет загрязнён или на нём вы увидите риски, различного рода царапины, то в таком случае уберите это всё при помощи мелкозернистой шкурки, а если же вы увидите что между пластинами коллектора выступает слюда или он сильно шероховатый и шкурка это не убирает, тогда проточите данный коллектор на токарном станке и после этого зачистите его всё той же мелкозернистой шкуркой, далее переходите к валу якоря (см. фото 2) на нём скорее всего вы обнаружите желтый налёт (Это от подшипника) данный налёт удалите с помощью мелкой шкурки, так же проверьте на валу шлицы и цапфы (Стрелками указаны) на которых не должно быть задиров, забоин, в противном случае якорь подлежит замене, ещё проверьте пайку выводов обмотки якоря к пластинам коллектора (см. фото 3), всё должно держаться хорошо и не отслаиваться, после чего проверьте обмотку по её торцам и её диаметр не должен превышать диаметр пакета железа якоря, в противном случае якорь заменяется, ну и якорь как статор так же при помощи лампы контрольной или мегомметра можно проверить, принцип проверки тот же самый, один из контактов лампы подсоединяется на пластину коллектора а другой на сердечник, в случае загорание лампы вам якорь придётся заменить так как это будет означать что его пластины либо бьют на массу, либо обмотка замыкает (Если вы проверяется мегомметром то значение его так же не должно быть меньше 10 кОм) в противном случае якорь заменяется (Схему подсоединения проводов см. на фото 4).

Проверка якоря стартера на его работоспособность

3. Теперь возьмите в руки привод стартера (см. фото 1) и его шестерню повращайте рукой в обе стороны, шестерня должна будет вращаться свободно и без заедания и только в одну (По часовой стрелке) сторону, если же вы обнаружили что шестерня в обе стороны у вас поворачивается, то меняйте привод, затем если с приводом всё в порядке оденьте его на своё место (см. фото 2) и вдоль вала по перемещайте его, всё тоже должно быть без заеданий и без задержек, так же на приводе стартера а именно на его шестерне забоин на заходной части зубьев быть никаких не должно (см. фото 3), если есть то аккуратно их мелкозернистой шкуркой обработайте, ну и крышку у стартера осмотрите и промежуточную опору (см. фото 4) на них трещин быть не должно и деформаций тоже, так же втулки должны быть в нормальном состоянии по необходимости замените целиком деталь на новую.

Проверка вращения шестерни и проверка её перемещения на валу якоря

4. Ещё одну втулку нужно осмотреть и по необходимости заменить на новую, но только эта втулка уже не на стартере располагается а в самом картере сцепления (Это то откуда вы вынимали стартер), достаётся она при помощи метчика подходящего диаметра (Он резьбу нарезает на ней) и после чего вынимается (см. фото 1 это местонахождение втулки) и заменяется на новую (Вынимайте её только при деформации, при появлении на ней задиров и другого рода дефектов), переходим к проверки щёткодержателя, на нём так же находятся сами щётки при из изношенности у них теряется высота и если она будет меньше 12 мм то данную щётку необходимо заменить (см. фото 2), ещё проверьте как щётки перемещаются (Заеданий быть не должно) и как держатели щёток их вообще крепят (см. фото 3 они должны прочно крепить щётки), кроме этого контрольной лампой проверьте чтобы щётки у вас не замыкали на массу (Схему подключения лампы, см. на фото 4).

Осмотр втулки находящейся в картере сцепления и по необходимости её замена, а так же проверка всех щёток щёткодержателя и их опор

5. И в завершение проверим втягивающее реле и как пружинки прижимают сами щётки, для этого щёткодержатель установите на своё место (см. фото 1) и пружинками зафиксируйте сами щётки, если у вас есть динамометр то всё хорошо а если нет то попробуйте на ощупь определить силу с которой отрываются пружинки от щёток (Это должно быть в районе 0.9-1.1 кг), когда завершите с пружинками переходите к реле, к нему вам нужно будет подсоединить омметр (Вернее контакты идущие от него и замерить сопротивление), во всех случаях проверки сопротивления контакты идущие от омметра нужно подсоединять следующим образом, один контакт на массу а второй сперва на удерживающую обмотку (см. фото 2 и линию жёлтого цвета, прибор должен выдать 0.725-0.795 Ом), а затем на втягивающую обмотку (см. так же фото 2 и линию красного цвета, прибор же должен показать значение в районе 0.52–0.59 Ом), всё это необходимо проверять при температуре окружающей среды с +15 по +25 °С иначе показания могут различаться, так же якорь у реле должен хоть свободно и не заедать нигде, поэтому это тоже учтите при проверке.

Проверка втягивающего реле и того с какой силой пружины держат щётки

Примечание!
Насчёт пятаков (Это контактные болты) и насчёт пластины упомянуть забыли, во-первых когда до них доберётесь на них недолжно быть нагара, если он имеется то зачистите болты или пластину в данном случае шкуркой, если не зачищается то болты можете развернуть другой стороной (На 180°) относительно пластины (Той где края ещё в хорошем состоянии находятся), с пластиной кстати тоже самое можно проделать, но только её нужно будет не развернуть а перевернуть другой более чистой стороной, или так же шкуркой зачистите и переворачивать ничего и не придётся!

Осмотр пятаков они же контактные болты и контатакной пластины

Дополнительный видео-ролик:
Если вы хотите услышать качественные совета и вообще узнать более подробную информацию о том как разобрать стартер, в таком случае изучите ролике ниже на примере ремонта бендикса в котором вся разборка и показывается.

Примечание!
Более подробную информацию по зачистки пятаков от окисления, вы можете увидеть так же в ролике ниже и увидите к какому результату зачистка этих пятаков приводит!




Поделись записью с друзьями


Связанные записи

3 комментария к записи

  1. Федр:

    Машина уже давно завод лась бывало не с первого раза, то есть поворачиваются ключ и то вообще ничего не происходит, либо автомобиль заводиться сразу же, решил на втягивающее реле хотел уже идти и покарать новое, но нашёл эту статью и пятаки зачистил на втягивающем, и пришёл к выводу что это реально помогает и даже втягивающее менять не пришлось что очень радует))

  2. вячеслав:

    На ваз 99 установлен стартер бош , ставлю стартер отечественный не работает, даже не щёлкает. В чём может быть дело? Машина инжектор.

    • Олег Смирнов:

      Здравствуйте Вячеслав!
      А зачем Вы старый поставили если у Вас стоит бошевский который работает? Он у Вас маленький верно? А отечественный чуть больше, в общем старые стартера гораздо больше тока потребляют и чтобы движок они крутанули, им нужен хорошо заряженный аккумулятор, попробуйте АКБ зарядить а еще лучше вольтаж проверьте который АКБ выдает, если меньше 12 то стартер не крутанет движок, если все в норме (Выше 12, примерно 12.6), то есть вероятность что стартер не исправен!


Оставить комментарий